Астрономический сленг: белые карлики

Система ZTF J153932.16 + 502738.8, состоящая из двух белых карликов в представлении художника. Авторы и права: Caltech / IPAC.

В этой серии статей мы исследуем странный и удивительный мир астрономического жаргона! Вы почувствуете себя маленькими, но сильнымы с сегодняшней темой: белые карлики!

Белый карлик – это оставшееся ядро ​​солнцеподобной звезды. Они невероятно плотные, обычно массивнее Солнца, но занимают объём, сопоставимый с земным. Их удерживает не обычное выделение энергии, как в стандартных звёздах, а экзотические квантовые силы.

Когда звёзды с массой примерно как у Солнца приближаются к концу своей жизни, они превращают гелий в своих ядрах в углерод и кислород. Более крупные звёзды могут продолжать превращать эти элементы в ещё более тяжёлые, но звёзды, подобные Солнцу, не могут. Затем эти звёзды умирают, сбрасывая свои внешние слои, создавая прекрасную планетарную туманность.

Осталось само ядро, сгусток углерода и кислорода с температурой более миллиона Кельвинов. Это открытое ядро ​​теперь называют белым карликом. Поскольку белые карлики не генерируют энергию, они со временем остывают и становятся тусклее.

Средняя плотность белого карлика примерно в миллион раз превышает плотность Солнца, и когда они были впервые обнаружены в начале 1900-х годов, они стали самыми плотными известными объектами. Обычные звёзды защищают себя от гравитационного коллапса, постоянно высвобождая энергию термоядерного синтеза. Это не вариант для белых карликов.

Астрономический сленг: белые карлики

Это изображение “Хаббла” показывает нам планетарную туманность NGC 3918. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble.

Вместо этого белый карлик удерживает себя за счёт так называемого давления вырождения. Электроны в звезде не могут одновременно занимать одно и то же энергетическое состояние. Это результат их квантово-механической природы. Однако есть предел, который открыл физик Субрахманьян Чандрасекар. Если белый карлик имеет массу в 1,44 большую солнечной, то его собственная гравитация преодолеет давление вырождения, и он разрушится, что обычно вызывает взрыв сверхновой.

Ближайший к Земле белый карлик – это Сириус B, компаньон гигантской звезды Сириус, которая также является самой яркой звездой на небе. Система Сириуса находится на расстоянии 8,6 световых лет от нас.