Астрономический сленг: транснептуновые объекты

Транснептуновый объект, находящийся на дальней границе Солнечной системы. Авторы и права: NASA / ESA / G. Bacon, STScI.

В этой серии статей мы исследуем странный и удивительный мир астрономического жаргона! Вы окажитесь далеко от дома с сегодняшней темой: транснептуновые объекты!

Транснептуновые объекты (часто сокращённо ТНО) – это любые объекты, которые вращаются вокруг Солнца дальше, чем среднее расстояние до Нептуна, которое составляет около 30 астрономических единиц. Известно почти 3000 ТНО, и астрономы подозревают, что их гораздо больше.

Безусловно, самым известным из всех ТНО является Плутон. Несмотря на то, что Плутон, за время своего путешествия вокруг Солнца, проводит 20 лет на расстоянии ближе к Солнцу, чем Нептун, большую часть своего времени он находится дальше. На таком расстоянии свет нашей звезды настолько тусклый, что Плутон находится в постоянных сумерках, а температуры на его поверхности настолько низкие, чтобы там могут существовать целые ледяные горы.

На протяжении десятилетий с момента его открытия Клайдом Томбо в 1930 году астрономы считали Плутон единственным объектом за пределами орбиты Нептуна, но открытие Альбиона в 1992 году изменило это положение. Теперь мы понимаем, что Солнечная система за пределами Нептуна – богатое и разнообразное, хотя и очень холодное место.

Несмотря на то, что Плутон является самым большим из известных ТНО по радиусу, он не самый массивный. Эта честь принадлежит Эриде. У этого мира очень эксцентричная орбита. При максимальном сближении с Солнцем он находится примерно в 38 раз дальше, чем Земля. На самом дальнем плане он почти в 100 раз дальше. Некоторые другие ТНО имеют орбиты в три раза больше.

Астрономический сленг: транснептуновые объекты

Транснептуновый объект 2018 VG18, до недавнего времени считавшийся самым отдалённым объектом в Солнечной системе. Авторы и права: NASA.

Для наблюдателя с Земли, почти все ТНО выглядят как простые точки света, поскольку они очень малы и находятся очень далеко от Солнца. Судя по данным спектроскопии, большинство ТНО представляют собой смесь камня и льда. Многие из них, как и Плутон, имеют тусклый красный цвет, что обусловлено воздействием ультрафиолетового света на органические молекулы на их поверхности.

Транснептуновые объекты делятся на две категории. Пояс Койпера представляет собой узкую полосу, протянувшуюся от 40 до 50 а.е. Этот пояс похож на пояс астероидов, но в гораздо большем масштабе. За ним находится рассеянный диск. Обнаруживаемые там ТНО, как правило, имеют сильно эксцентричные орбиты, что, по мнению астрономов, вызвано постоянными крошечными гравитационными толчками планет-гигантов.