“Хаббл” показал Эта Киля в ультрафиолетовом свете

Туманность вокруг двойной звёздной системы Эта Киля в ультрафиолетовом свете. Авторы и права: NASA / ESA / Hubble / N. Smith, University of Arizona / J. Morse, BoldlyGo Institute.

Эта Киля – это двойная звёздная система, находящаяся на расстоянии около 7500 световых лет в созвездии Киля. Эта система, также известная как HD 93308 и Hen 3-481, впервые была каталогизирована английским астрономом Эдмоном Галлеем в 1677 году как звезда четвёртой звёздной величины. В 1838 году на Эта Киля наблюдалась катастрофическая вспышка, получившая название Великое Извержение, в результате чего в апреле 1844 года объект стал второй самой яркой звездой в небе. С тех пор звезда потускнела, однако новое ультрафиолетовое изображение с космического телескопа “Хаббл” (НАСА / ЕКА) показывает детали, которые никогда не были видны ранее.

Эта Киля – одна из самых массивных двойных систем, которую астрономы могут изучить очень подробно. Меньшая звезда примерно в 30 раз массивнее Солнца и, вероятно, в миллион раз ярче. Главная звезда примерно в 90 раз массивнее Солнца и излучает в 5 миллионов раз больше энергии, чем наша звезда.

Мощные выбросы не редкость для Эта Киля. Система периодически вспыхивает, разрушая сама себя, но Великое Извержение было особенно драматичным. Поток света затмил только Сириус, который почти в тысячу раз ближе к Земле, и на какое-то время сделал Эта Киля важной навигационной звездой для моряков в южных морях.

Астрономам давно известно, что внешний материал, выброшенный в результате извержения 1840-х годов, нагревался ударными волнами, возникающими при столкновении с материалом, ранее выброшенным из звезды.

Доктор Натан Смит из Обсерватории Стюарда и его коллеги, которые запечатлели новое изображение Эта Киля, ожидали найти следы магния, в сложном переплетении нитей, видимых на фоне светящегося азота. Вместо этого в пространстве между пыльными биполярными пузырьками и внешними частями, обогащёнными азотом, была обнаружена новая светящаяся структура.

“Мы обнаружили большое количество тёплого газа, который был выброшен во время Великого Извержения, но ещё не успел столкнуться с другим материалом, окружающим Эта Киля”, – сказал доктор Смит.

Новые данные важны для понимания того, как началось извержение, потому что оно представляет собой быстрый и энергичный выброс материала, который мог произойти незадолго до появления самой туманности.

Полное изображение: https://universetoday.ru/